Лесной сектор играет важную роль в экономике страны и имеет, как указано в Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года, существенное значение для социально-экономического развития более чем 40 субъектов Российской Федерации. Организация рационального использования лесов названа в Концепции развития лесного хозяйства стратегически важной задачей.
Лесной кодекс РФ содержит много принципиально важных правил, отражающих изменение государственной политики, которая в настоящее время направлена на устранение административных барьеров в области лесного хозяйства, на привлечение инвестиций и повышение доходов при использовании лесов.
Действующий Лесной кодекс Российской Федерации практически не дает альтернативного способа приобретения лесных участков, кроме аукциона, при этом основным видом права на лесные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является аренда лесного участка на срок от одного года до сорока девяти лет.
Как показал опыт проведения аукционов в различных субъектах Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации по-разному подходят к реализации положений Лесного кодекса в части предоставления в аренду лесных участков под цели, указанные в статье 25 Лесного кодекса. Выбор лесных участков для их последующего предоставления в долгосрочную аренду зачастую происходит хаотично и не системно, без соблюдения основных принципов лесного законодательства, установленных статьей 1 Лесного кодекса.
При подготовке аукционов возникает огромное количество вопросов, связанных с их проведением, от создания аукционной комиссии до подведения результатов аукциона и подписания протокола о результатах аукциона и договора аренды.
Необходимо понимать, что без создания эффективной системы организации аукционов невозможно развитие и самих арендных отношений, и как следствие ничтожная эффективность от управления лесами и их использования.